Ocтровной Тракайский замок.
«Покинув Вильнюс, я повернул в Пруссию и ехал по дороге, ведущей через Княжество Литовское. Сначала я
попал в один огромный город, называемый Тракай, бедно застроенный одними лишь деревянными домами и совсем не
обнесенный оградой. Есть там два замка, один из которых очень старый, деревянный... Старый замок стоит на другой стороне
озера, на открытом месте. Другой замок стоит посреди другого озера, на расстоянии пушечного выстрела от Старого замка. Он
совсем новый, построен из кирпича, на французский манер...».
Такую картину Тракай в 1414 году описал фламандский путешественник Желибер Де Лануа. Вести о технике
строительства замков, военных походах, посещения дипломатов прославляли Литву тех времен как государство, ее достижения.
Новый замок стоял примерно в 220 метрах от берега. В период строительства замка даже взаимоотношения с орденом были более
мирными: строительством замка руководил каменщик ордена Радике (Кате), присланный самим магистром. Замок на острове
ни разу не был взят врагами.
Донжон. Островной замок состоял из двух основных частей: П-образного княжеского дворца и призамка. Строительство было
начато с княжеского дворца. В самом начале строительства замок был сожжен, о чем свидетельствует сажа в швах каменной кладки,
а также обгоревшие камни и кирпичи. Впоследствии дворец был обнесен идущей по краю острова оборонительной стеной с
контрфорсами. Глубокий оборонительный ров (фоса) , когда-то наполненный озерной водой, отделял дворец от призамка. Два
продолговатых крыла дворца соединялись почти квадратным (9,2х9,6 м) шестиэтажным донжоном, ставшим основным
акцентом замка. На первом его этаже был въезд во двор центрального дворца, узкий и высокий, словно колодец. В него
можно было попасть, пройдя по подъёмному мосту и миновав опускаемую железную решетку. Второй этаж донжона
предназначался для охраны. Винтовая лестница башни вела на самый верх. На пятом этаже находилась часовня, которой
пользовалась княжеская семья. В стенах шестого этажа зияли бойницы, отсюда открывался прекрасный вид на все
окрестности. Зажженные на холмах костры предупреждали приближении врага.
Последний раз орден подступал к Тракай в 1403 году. Нападения крестоносцев прекратились лишь после Грюнвальдской битвы
(битвы при Жальгирисе, Таненберге). Большинство историков называют его величайшим сражением в Европе того времени, в
котором мощь ордена была окончательно сломлена, погиб сам магистр ордена. Объединенные военные силы Литвы и Польши; более чем на 500 лет преградили путь немецкой экспансии на восток. В этом замке Витаутас готовился к решающему
Сражению. Он руководил полками войска Великого Княжества Литовского и сам вел их в бой. В одном из залов Тракайского замка висит копия картины Яна Матейко «Грюнвальдская битва».
Призамок, казематы и башни возводились на втором этапе строительства замков, после победы Витаутаса в борьбе с Ягайло, когда
в 1392 году Тракай перешли к нему. На этом месте, в начале строительства замков, когда-то располагались три небольших
острова, после заболачивания которых для укрепления грунта насыпались камни и гравий. Призамок в форме неправильной
трапеции был обнесен каменной стеной с тремя выступающими башнями по углам. В юго-западной башне находилась тюрьма.
Башни внизу прямоугольные, а вверху - круглые, обмурованные кирпичом, выступающие наружу. Через них можно было попасть на оборонительную стену. Наибольшая толщина стен - со стороны города. Бойницы большие, уже приспособленные для орудий,
стреляющих порохом. В обращенной к озеру стене лишь в нескольких помещениях имеются небольшие окна, через которые
попадает свет. Окончательно формируется перекоп, когда-то наполненный водой.
В 1409 году магистру ордена было сообщено, что замок вооружен 15 пушками, что делало замок практически неприступным.
В призамок во время опасности сбегались прятаться и жители города. К западной стене примыкают и покрытые
четырехскатной черепичной крышей двухпажные помещения казематов, в которых располагался гарнизон замка. Напротив, на
Другой стороне двора, находились восточные казематы, которые, как
предполагается, были предназначены для
Юзяйства. Сейчас летом здесь открыта пивная.
Княжеский дворец был трехэтажным, закрытого типа, с двумя почти симметричными корпусами, окруженными
террасой. Дворец был построен из камня и кирпича разной величины. Камни составляют около 45% поверхности
кладки. Готический замок обладает также и чертами романского стиля. Часть внешних стен оштукатурена. На
них видны и остатки более поздней ренессансной отделки. Все помещения были сводчатыми, откосы окон украшены
профилированным кирпичом. В кладке обнаружено около 15 видов профилированного кирпича и керамических
элементов. Растворы кладок очень стойкие и сохранились до наших дней.
По деревянным галереям можно было попасть в помещения дворца, состоявшие из трех комнат в крыле
каждого этажа. В левом крыле второго этажа находились жилые комнаты князей. Лишь комнаты Витаутаса и
княгини соединялись внутренней дверью. По запасному выходу из комнаты князя вниз по лестнице через
казначейскую палату можно было попасть во двор. На представленной сегодня в нижнем этаже экспозиции
нумизматики демонстрируются клады монет, обнаруженных в Тракай (XVI-XVII вв.). Как известно, в XVI в. в Тракай находился Монетный двор,
основанный, вероятно, еще во времена Кястутиса, а первые монеты Кястутиса датируются 1360 годом.
На цокольном этаже дворца была оборудована система воздушного отопления: горячий воздух по трубам
поднимался вверх, нагревая розовый кирпичный пол из жженой глины. На втором этаже правого корпуса дворца нарядный готический портал указывает на вход в репрезентативный зал, украшенный когда-то витражами, настенной росписью, звездообразными сводами. Сейчас стены зала покрыты ткаными гобеленами. Зал отличается прекрасной акустикой. Летом в нем проходят концерты камерной музыки. Во дворе замка показывают спектакли на историческую тематику.
Хозяин Тракайского замка.
В начале XV в. Тракай были процветающим городом. Сюда съезжались высокие гости, иностранные послы. Витаутас знал латынь,
немецкий, русский языки, понимал по татарски. Великий Князь был воином и дипломатом. Он обладал живым и
пытливым умом, не употреблял горячительных напитков и славился гостеприимством. Гости князя останавливались в «большом замке», то есть в Полуостровном замке.
Подписание государственных договоров и приемы проходили в репрезентативном зале
Островного замка. Зал был украшен витражами, в начале XV века стены были декорированы фресками, сюжетами для которых послужили сцены из придворной жизни князя: Витаутас изображен сидящим на троне или принимающим решения. В 1413 году в Тракай был принят посланник императора Зигмунда Б. Макра, назначенный арбитром в решении спора с Орденом по поводу границ Жямайтии.
Витаутас возвел его в рыцари, подарил золотой пояс, шпоры и дорогую шубу.
Польский историк XV века Длугош упоминает, что коней Витаутаса седлали золотыми седлами. Такие седла вместе с конями он дарил и мужу своей дочери (больше детей у него не было). Великому Князю Московскому Василию I. В период с 1413 по 143 0 годы здесь тринадцать раз
останавливался Польский король Ягайло со своим двором.
Жена Витаутаса Она и сестра Ягайло Александра, княгиня Мазовии, удивляли немецких рыцарей своими нарядами и считались самыми изысканными женщинами Восточной Европы. Княгиня Она Судимантайте (около 1350-1418 гг.), умевшая писать, что было редкостью для
женщин того времени, сопровождала Витаутаса во всех его путешествиях и опасностях, была заложницей крестоносцев, занималась многими делами мужа. Магистр Ордена посылал княгине Оне драгоценности, редкие сладости, преподнес ей в подарок лишь недавно изобретенные
клавикорды. В замке умели играть в шахматы, там развлекались и пировали.
Витаутасу, достигшему почтенного возраста и уже ставшему могущественным правителем, император Святой Римской Империи
Зигмунд предлагал принять королевский венец, ведь единственным королем в истории Литвы был Миндаугас (1253-1263гг.). Уже велись приготовления к большим торжествам, были приглашены гости...
Однако посланник с присланной Папой Римским королевской короной так и не пересек польско-литовской границы. Стояла
поздняя осень, когда Великий Князь умер в своем замке (1430 г.). В хронике Быховца говорится, что вода в озере Гальве стала красной и так продолжалось три дня...
Витаутас Великий давно стал в Литве символом Независимости. Портрет национального героя висит и во Дворце Президента
Литовской Республики. В его лице прекрасно сочетались мужество и отвага, осмотрительность и дипломатия - черты,
которые всегда были и навсегда останутся незаменимыми качествами руководителя.
Об этом всегда будут свидетельствовать Тракай - созданный литовскими правителями мифический и сакральный город.
Если вы хотите узнать о городе Тракае больше то посмотрите следующие разделы:
Полуостровной Тракайский замок